Костюмы древних греков

Владычество Персии, что казалось безграничным в VII-V веках, было подорвано небольшой, в сущности, бедной страной, которая сыграла огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, которая состояла из ряда городов-государств — полисов.

Естественные, экономические и социальные условия существования Древней Греции способствовали образованию на ее территории именно таких маленьких городов-государств, площади которых были гораздо меньше отдельных областей восточных деспотий.

Греки, жители полисов, были народом предприимчивым, энергичным. Мизерная почва принуждала их искать новые земли, и уже в раннем периоде своего существования греки становятся мореплавателями, открывателями новых земель.

Характерным пределом древнегреческого общества, который определил ряд его особенностей, было отсутствие крупного рабовладения. Массу свободных граждан составляли греки, которые имели от двух до четырнадцати рабов. Это обстоятельство сыграло большую роль в образовании античной демократии, которая создала большую древнегреческую культуру.

Расцвел древнегреческой культуры, классический период ее истории (V-IV века к н. э.) пов’язаний с победой Греции в греко-персидських войнах. Но и в предыдущие периоды греки многого достигли в разных областях культуры. По пам’ятниках искусства, которые дошли до нас, мы можем судить о внешнем виду греков, об их костюме, начиная с VI века до н.э. Отдельные изображения VII века к н. э., сделанные еще в так называемом “східному стили”, дают нам очень условное представление о костюме этого времени.

Напрасно мы станем искать признаки влияния крито-микенского стиля одежды на древнегреческий. Правда, на бедрах пов’язки у мужчин-греков сохранились в VII и VI веках к н. э., но не они легли в основу древнегреческого костюма.

Древние греки создали законченный и совершенный тип драпируемого костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани. Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластичных свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который добавлял величественную динамику всей внешности человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободно лежащих драпировок, рядовых в разных направлениях, которые возникают то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя всегда неизменно делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот складывался постепенно и имел два основных варианта: дорийский — у жителей материковой Греции (его появление пов’язана с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке к н. э.) и ионийский — у малоазиатских греков.

Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н.э. древние греки изображали первую драпируемую одежду. Герои мифологии и эпоса имеют уже достаточно сложный костюм. На бедрах пов’язка еще остается (ил. 61), но носят и широкий “хітон” с короткими рукавами, иногда обработанный обрамлением, с поясом на таллии и заложенный складками. Хитон обов’язково надевали под оружие (ил. 62), а в остальное время чаще носили только плащ, который состоит из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название “гиматій” или “гиматіон”. В классический период истории Греции (V веки к н. э.) его размеры достигли 2,90×1,80м. Одежду делали из шерстяных, льняных или смешанных (лен с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Стойкость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузов, потому ткани были рыхлы, такие, что кое-что напоминают современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе ровных.

В VI веке небольшие гиматии обвертывали вокруг бедер и перебрасывали один конец через левую руку, а в ненастье набрасывали на плече. Если же мужчине нужна была большая свобода движений, то он быстро и умело перебрасывал плащ на грудь, концы перебрасывал на спину (ил. 61) и тем самым освобождал руки для борьбы с противником.

Другим был ионийский костюм. Передвижение и переселение разных племен и народов на восточном побережье Егейского моря (как и на западном), которое длилось в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое плем’я, сливаясь с другим, обов’язково приносит что-то из своих традиций и обычаев. Да, от восточных народов к грекам перешли длинную мужскую одежду. Под воздействием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был другим (ил. 61, 69, 71). Однако необходимо отметить, что ионийская одежда по крою и форме была самобытна. Верхней же одеждой греков оставался гиматий.

Ионийци в VI веке удовлетворялись хитоном из крупнокрепированной ткани и гиматием.

Такие были основная одежда древних греков в доклассический период. В V веке до н.э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидських войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования отражаются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быту и нравах древних греков этого времени. Умеренность в еде и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошной одежде (потому что нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды, — вот основные этические нормы, по которых общество мирило людей. Так складывался почет к человеку — гражданину-герою.

Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному .развитию фигуры, что породило культ голого человеческого тела, который процветал в Древней Греции. Все это отразилось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани как и раньше были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше коленей. Крой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) составляли пополам в паевом направлении, сшивали его паевые стороны, верхние края скрепляли двумя застежками — “фібулами”, подшивали низ (неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстегивали пряжку на правом плече (ил. 63). Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили еще более простую одежду “екзоміс” — кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м.), который закладывали паевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная пов’язка. В таллии екзомис укрепляли поясом. Председателя покрывали заостренным колпаком — “пілосом” (ил. 64). Пастухи, которые охраняли стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове “кине” — кожный или меховой колпак, подобный шлему (ил. 69).

Одел для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать, состоял из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы — “петас” с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребни, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща (ил. 69, 71).

Основной же верхней одеждой древних греков остается гиматий, значительно увеличенный в размерах (2,90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных ходах греки з’являлися в гиматиях, которые теперь драпировали постоянным определенным образом. Лучезарные асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении (ил. 61, 66).

Однако длинная одежда, кроме гиматия, носила только жрецы и выборные лица, которые наделись властью, во время выполнения служебных обов’язків, актеры на представлениях и некоторые участники священных игр, как, например, возничий на конных соревнованиях (ил. 70). Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно, в Аттике этот вид одежды был пов’язаний с культом, который перешел от малоазийских греков. Обувь — сандалии из кожи, укрепленные на ногах переплетенными ремнями.

Прическа. К совершеннолетию (16 лет) ребята носили достаточно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте — короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них хранились. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась признаком мужества. Обычай брить бороду возник только в эпоху Александра Македонского (IV веки к н. э.).

Оружие воинов. Собственно, одел воинов состоял из двух предметов — короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх оружия. Греческое оружие было сравнительно легкими, отличались художественной обработкой и рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались не- изменив образцами для других народов. Оружие воинов (гоплитов) состояло из металлической кирасы, которая оставляла руки открытыми (ил. 67), поножей — “кнемідес” — и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве — “крепідес”. У легкой инфантерии кираса была сделана из толстой ткани на подкладке из фетра, а в кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски, образовывающие чешую.

Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотииский — закрывал не только председателя, но щеки и нес, а гребень был украшен султаном; дорийский-бил с низко спущенным забралом; Коринф — так низко опущенный на лоб, который почти полностью скрывал глаза.

Женский костюм. От архаичного периода сохранились изображения двух видов женских костюмов. Первый: сверх хитона-рубашку надета узкая длинная юбка из плотной орнаментируемой ткани и короткая свободная кофточка без рукавов (ил. 72). В этом костюме, который существовал в Аттике, еще заметно некоторое влияние крито-микенской женской одежды, которая отражается в разделении ее на две части — лиф и юбку. В последующее время изображения такого костюма в древнегреческом искусстве уже больше не встречаются. По-видимому, он постепенно вырождается, уступая новым формам.

Победа остается за плиссированным или крепированним хитоном, сверх которого носили переброшенный через плечо шарф, — “фарос” (ил. 60).

Легкие крепированние и плиссированные хитоны архаики легли в основу ионийской женской одежды (ил. 63). За сведениями, которые дошли до нас, их делали из льняных разноцветных тканей. Ионийский хитон чаще всего имел широкие длинные рукава. В классический период (V веки к н. э.) з’явилася новая форма хитона-из двух кусков ткани, шириной к зап’ястя горизонтально вытянутых рук. На плечах и к зап’ястя перед и спинка хитона з’єднувалися застежками, по линии талии и под грудью опоясывались крестообразно, ткань между поясами драпировали в своеобразный буфф — “колпос” (подобно тому, как это изображено на ил. 73, 76). Верхней женской одеждой, как и мужской, был также гиматий.

Среди жительниц материковой Греции были распространенные хитоны и гиматий из шерстяных тканей ярких тонов — голубые, лиловые, желтые, пурпуровые, шафрановые, а для парадного торжественного костюма — со сложным тканым рисунком (ил. 74).

Самой древней женской дорийской одеждой был “пеплос” — кусок прямоугольной ткани (2×1,80 м), составленный в паевом направлении и отогнутый по верхнему краю на 50-70 см. Верхний изгиб на плечах застегивали фибулами, на груди драпировали (ил. 74, 76). Несшитые, паевые края пеплоса, обработанные обрамлением, падали сбоку красивыми складками, которые плавно переходили в драпировку отворота, — “діплоїдія”, также украшенную обрамлением. При ходьбе несшитая сторона пеплоса растворялась и были видно голыми правое бедро и нога.

От яркого солнца или в ненастье, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть председателя диплоидием. Существовал и “закритий” пеплос, который состоял из хитона без рукавов из колпосом и диплоидием (ил. 73). На некоторых статуях диплоидий на спине настолько длинный, что явно предназначенный для главного покрывала. Складки на хитоне и драпировки на диплоидии греки располагали строго симметрично, в спокойном ритме, что добавляло внешности древнегреческих женщин величество и благородство. В этом решении отражалось стилистическое единство античной архитектуры и костюма. Такая одежда была предназначена для торжественных случаев. Но самым торжественным было одеяние, в которое одевались статую Афины Паллади в Парфеноне. Оно состояло из ионийского хитона, который распространился в Элладе после войны из Эгиной (569 год к н. э.), и дорийского пеплоса. Пеплос Афины греки меняли ежегодно и ежегодно девушки выбраны из знатных семей, в течение нескольких месяцев ткали его и несли в храм во время торжественного праздника “Больших Панафиней” (процессия из пеплосом была изображена на фризе Парфенона).

В обычной жизни при выходе на улицу женщины драпировались в гиматий, покрывая им и председателя. Во время летней жары сверх покрывала прикрепляли еще шляпу из соломки — “фолію” (ил. 77). (Гречанки в таком костюме послужили сюжетом танагрской мелкой пластики в гамме розовых, голубых, светло-зеленых и желтых тонов, любимых многими женщинами Эллады.)

Существовал еще и род женского плаща из плотной ткани. В таком плаще древнегреческий художник (1-я половина V века к н. э.) изобразил богиню Геру (ил. 75).

Молодые девушки во время гимнастических упражнений были одеты в короткий хитон и для удобства спускали его из одного плеча. В обычной же жизни сверх хитона они носили полукороткую “паллулу” с поясом, руки и шея оставались открытыми (ил. 78, 79, 83).

Сандалии у женщин были м’якші и более утонченные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнуруемые ботинки из красной кожи, плотно облегающие ноги.

Качество ткани, прически и украшения, определяли имущественные и социальные отличия: рабыни не имели права носить гиматии, и их хитоны не были такими длинными, как у свободных жительниц Эллады.

Сложные прически, украшенные золотыми сетками и диадемами, носили главным образом гетеры. Почтенные матери знатных семейств, занятые хозяйством — наблюдением за работой рабынь, воспитанием сыновей (до семи лет), дочерей, — придерживались древних обычаев: внешний вид их отличался сдержанностью и скромностью.

В начале V века до н.э. среди древнегреческих женщин считалось недопустимым выставлять напоказ свое богатство и родовитость. Но по мере того как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц древних обычаев. Аристофан в комедиях постоянно высмеивал страсть своих современниц к украшениям, богатой одежде, косметике.

Форма и линии древнегреческой женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое ощущение красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, с помощью которых можно было сделать женщину красивее, более стройной. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, над чем смеялись драматурги и поэты, но и создание чисто художественных средств, к которым относилась и форма прически. Поднятые на затылке волосы поддерживались пов’язкою или сеткой, от чего шея казалась длиннее и более тонкой, пасма волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, создавая утонченную линию формы председателя. Расположение волн скрученных волос перекликалось с драпировками одежды, но не воспроизводило их, и это создавало ощущение законченности и целостности внешнего вида. Прически были разнообразны, но подчинялись единственному композиционному принципу.

Украшения. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем достаточно полное представление о драгоценных и недрагоценных древнегреческих украшениях. Тончайшая ювелирная диадемы работы, булавки и сетки, для волос из золота, сережки, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром (ил. 80) — достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и утонченные, они оттеняли женственную красоту дочерей Эллады, внешность которых долгое время была идеалом красоты для европейцев.