Солон

(VI в, до н.э.)

Как рассказывали, Солон, один из “семи мудрецив” знаменитый афинский законодатель и поэт, происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр.

Отец законодателя был человеком небогатым. О детстве и юности Соленая мы ничего не знаем. Известно лишь, что после смерти отца он остался почти без средств. Помощь от чужих людей парень стеснялся принять и потому решил пробовать счастье за морем. Он отправлял в заморские страны на кораблях афинские товары и привозил товары чужих стран.

В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немного смельчаков. Это были богатые аристократы, а также состоятельные и предприимчивые купцы, из народа. Путешествия за море были делом опасным, но зато одна удачная поездка могла дать большую прибыль. К человеку, который побывал в чужих краях, который приобрел знание и жизненный опыт, сограждане относились с уважением.

Однако Солон ездил за море не только совета наживы, но и для того, чтобы поучиться мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, увидеть светло. Наживу советы наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастья. Говорил он:

Ровно богаты те люди — и кто серебро в изобильи
С золотком имеют, поля на хлебородной земле
Коней и мулов, но также п тот, кто одно только может, —
Вволю, вкусно поесть, вволю потом отдохнуть.
В другом месте Солон говорит:
Также стремлюсь я богатство иметь
Но владеть им нечестно
Я не хочу: наконец.
Ведь правда все же придет.

Хотя Солон сам разбогател (поскольку его поездки были удачны), он считал, что доблесть и хорошо им’я выше богатства:

Много людей и худых богатеют, а добре — бедные.
Но в худых ни за что не променяем своей
Доблесть мы на богатство: ведь она при нас неизменно
Деньги же сегодня один, завтра захватит другой.

Вернувшись из путешествия на родину, Солон застал там острую борьбу партий. Простой народ не имел земли и находился в кабале в кучки знатных (евпатрйдов). Народ боролся против евпатридов, требуя земли и свободы. Солон сразу же стал на сторону народа и вскоре приобрел его почет; простые люди видели в нем своего защитника. Свой замечательный дар поэта Солон отдал на служение народу. В замечательных стихотворениях, которые тогда всякий знал напам’ять, поэт вселял сторонам, которые борются, необходимость взаимных уступок и примирения совета блага родины, а впоследствии роз’яснював смысл и мету выданных им законов.

В это время афиняне вели длинную и тяжелую войну с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Остров этот закрывает путь кораблям к Афинам и из Афин. Мегарци, что владели островом, могли мешать потому, что привез хлеба к Афинам (своего хлеба в Афинах не хватало); городу угрожал голод. Поэтому афиняне должны были овладеть Саламином, чтобы открыть свободный подвоз хлеба. Афинскому войску удалось на короткое время захватить остров, но внутренние волнения и борьба партий привели до того, что афиняне не смогли его удержать.

Богатые евпатриди, которые правили тогда в Афинах, не нуждались в заморской. торговле. Они выдали закон, который под страхом смерти запрещал затрагивать в народном собрании вопрос о Саламине.

Простой люд — матросы, городские ремесленники, торговцы, портовые рабочие, напротив, стоял за продолжение войны, поскольку прекращение морской торговли для них означало разорение и нищету.

Солон во главе городского люда боролся за возобновление войны. Чтобы обойти закон, который запрещал затрагивать вопрос о войне за Саламин, он притворился безумным. Однажды афиняне увидели странного человека в одежде глашатая, которая вприпрыжку бежала к городскому рынку. Это был Солон. На рынке его окружил толпу зевак, слух о его безумии уже распространился по городу. Солон взошел на камень, из которого обычно говорили глашатаи, и вместо языка стало читать нараспев свое стихотворение:

Сам я глашатаем к вам из Саламина желаемого прибыл.
Песня — украшение слов вместо витийства принес.

Он говорил в этом стихотворении, которое стесняется назвать себя афинянином: ведь афиняне не могут удержать в своих руках Саламин:

Скоро, смотрите, о нас и слух разойдется плохая
Скажут: из Аттики ты, предавали где Саламин.

И потом Солон горячо призывает народ:

На Саламин спешите, будем драться за остров желаемый
Чтобы быстрее из себя тяжелый позор этот снять.

Народ с радостью отозвался на призыв Соленая. Вскоре суровый закон был отличен, и война возобновилась. Во главе афинского войска стал Солон.

Солон отплыл вместе с Писистратом (какой впоследствии стал тираном в Афинах) к мысу против острова Саламин. В этом месте афинские женщины производили тогда праздники Фесмофорий в честь богини Деметри.

Солон приказал своим воинам переодеться в женское платье, скрыв оружие под одеждой, а сам послал на Саламин одного воина под видом перебежчика. Посланный посоветовал мегарцам, если они хотят взять в плен афинских женщин, немедленно пересечь пролив и напасть на женщин, которые производят свято. Мегарци поддались на обман; они высадились на березе Аттика. Внезапно на них напали из засады афиняне под бытием во главе Писистрата. Они перебили большую часть мегарцев и захватили их корабли. Потом афиняне отплыли к Саламину и заняли остров.

После захвата острова мегарци, однако, не признали себя побежденным. Война продолжалась. Наконец, обе стороны решили обратиться к посредничеству Спарты наиболее сильного в то время греческого государства.

Солон искусно стремился доказать спартанцам древние права афинян на Саламин. Он ссылался на свидетельство гомеровской поэмы “Іліади”, какую все греки так ценили. В современном тексте “Іліади”, записанному в Афинах около времени Соленая, мы читаем, что в гомеровскую эпоху Саламин находился под властью афинян. Однако еще в давность считали, что это место поэмы — вставка афинян, сделанная ими, чтобы довести свои права на остров Саламин.

П’ятеро спартанских судей, заслушивает обе стороны, присудили Саламин афинянам. Торжество афинян было полным. Им’я Соленая прославилось по всей Аттике. Он был признанным вождем городского населения, а теперь и крестьяне обращались к нему за помощью, поскольку они находились в тяжелом положении.

Хотя жители Аттики занимались сельским хозяйством, под время Соленая стали уже развиваться и ремесла. В городе Афинах, кроме знатных (евпатридов), обитаемый много ремесленников, моряк и торговцы, а также иностранцы (метеков). Большинство богатых евпатридов владело старинными родовыми землями и обрабатывало их с помощью рабов и свободных крестьян. В руках крестьян были только мелкие участки земли (клери). Лучшие земли захватили евпатриди, и крестьяне из-за незначительности почвы часто с трудом могли прокормить свои сим’ї. Приходилось обращаться за помощью к евпатридам, просить у них в долг семена, предпочитал для пахоты и земледельческие орудия.

Мало-помалу крестьяне попадали в долговую кабалу к богачам-евпатридам или к городским процентщикам. Работая с раннего утра до позднего вечера на своем участке, крестьянин должен был отдавать за долги 5/6 своего урожая. В случае неуплаты долга в срок земля переходила к евпатриду или процентщика, а работники, иногда вместе с сим’єю, становились рабами.

Многие крестьяне, измученные непосильным трудом, вынужденные были бросать участки, продавали своих детей в рабство и бежали в город. Наиболее отважные поднимали вооруженные восстания против ненавистных угнетателей-евпатридов, они требовали уничтожения долгов и возвращения своей земли.

Наконец, обездоленным крестьянам удалось об’єднатися с городскими ремесленниками и выбрать Соленая архонтом (в 594 г. до н.э.).

Солон стал посредником между партиями, которые борются. Он получил право “відміняти или хранить существующие законы и вводить нови”.

Обе стороны упования на него большие. Крестьяне считали его справедливым человеком и верили, что он удовлетворит их потребности. Эвпатріди же считали, что Солон, как выходец из их среды, не даст их в обиду. Приводили одно из его прежних высказываний о том, что равенство не влечет за собой войну. Слова эти нравились и богатым и беднякам: одни надеялись, что получат согласно заслугам и доблести, другие ожидали от законодателя справедливого передела земли и имущества.

Некоторые убеждали Соленая сделаться единоличным обладателем (тираном) Афин. Но Солон, отказался От таких предложений. Он говорил, что тирания — это крепость, из которой нет выхода: человек, который силой захватил власть в родном городе, не захочет от нее отказаться и неминуемо применит ее в зло согражданам. Впоследствии Солон, вспоминая это время, с гордостью говорил:

…Батьківщину свою
Пощадил я, тирании и жестокой силы в ней
Не забрал, свою же славу не позорил, не осквернял
В том не каюсь: так быстрее я надеюсь победить
Всех людей.

Однако, отбросив тиранию. Солон не проявлял лишней м’якості; там, где было нужно, он применял твердую власть: он хотел з’єднати силу со справедливостью.

По обычаю, перед вступлением в должность Солон выхлопотал советы у оракула Аполлона в Дельфах. Ответ жрецов от имени бога был такая:

Сев посреди корабля, выполняй ты кормчего дело
Многие афиняне тогда выйдут на помощь тебе.

Однако Солон не хотел или не мог полностью удовлетворить справедливых требований обездоленного народа. Сам богатый человек, он считал, что простому народу ничего равняться из евпатридами. Несмотря на просьбу крестьян, Солон повернул только участки, захваченные за долги, а не увеличил крестьянские наделы за счет богачей, иначе говоря, он не провел справедливого передела земли.

Крестьян, которые требовали передела земли, он называл такими, что “вийшли на грабиж” и говорил, что нельзя на родных нивах

Дать худым я благородным
Частицу ровную иметь.

С другой стороны, он убеждал богатых перестать угнетать бедняков:

…Нині сдержать
Гордость свою мы должны, сердце свое укротить
Будьте скромнее в желаниях, ведь мы, как вы знаете сами
Не захотим поступитися…

Солон объявил, что хочет только возобновить Древней “батьківський” порядок, а не нарушать его в интересах бедных. Объясняя свои реформы, он говорил потом:

Да, я народа почет предоставил, какой ему нужный:
Не сократил его права, не дал и новых зато
Так же подумал о тех, кто силу имел и богатством
Славился, чтобы никаких им не чинилось образ…

За это Солон рассчитывал на благодарность на дружбу и благодарность знатных. Говорил он:

Чтобы правду горькую сказать вам: никогда
Народ того, чего достиг он, и во сне
Не увидел би…
А те из граждан, кто выше и сильнее
Меня должны бы уважать и другом называть.

Прежде всего Солон отменил все долговые зобов’язання и запретил на будущее время долговое рабство.

В Афинах существовал обычай ставить на земле должника кам’яні плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за предел, он велел разыскать и выкупить на государственный счет.

Впоследствии Солон писал об этом с гордостью в свою стихотворениях:

Какой же я из тех заданий не выполнил
В им’я каких я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед времени судорог
Сказать могла бы из олимпийцев более высокая —
Иметь черная Земля, с которой снял тогда
Столбенел поставленных я много долга
Рабыня раньше, в настоящее время же свободная.
На родину, в Афины, в богозданний град
Повернул назад я многих, в рабство проданных
Кто кривдой, кто по праву, от потребности других
Безвыходной что бежали, уже что забыли язык
Аттическую — путешественников такая судьба, —
Других еще, в позорном рабстве тех, которые жили здесь
И панив, что трепетали перед прихотью
Всех я освободил. А этого достиг
Закону властью, силу с правом сочетав
И так выполнил все я, как и обещал.

Эти мероприятия Соленая называются “сисахфія”, что значат “звільнення от тягаря”.

При уничтожении долговых зобов’язань не обошлось без злоупотреблений. Самого Соленая враги обвинили в нечестности. Прежде чем выдашь закон о долгах. Солон сообщил о нем трем своим друзьям. Эти три человека решили воспользоваться случаем и обогатиться. Они заняли в богатых большие суммы денег и купили много земли. После издания закона о долгах они не заплатили деньги и удержали у себя землю. Тогда некоторые люди стали обвинять Соленая в том, что он умышленно сообщил им о новом законе, чтобы получить часть земли и не заплатить деньги. Однако обвинение Соленая в нечестности отпали, когда он первым отказался от крупной суммы, данной им взаем.

Потом Солон приступил к превращению — государственному строю. Доныне власть в Афинах принадлежала евпатридам. Народ не брал участия в управлении государством. Все дела вершил совет знати (ареопаг), который назначал высших должностных лиц (архонтов). Суд также находился в руках знати. Народное собрание не имело почти никакого значения.

Таким положением в государстве были неудовлетворены не только крестьяне и городская беднота, но и богачи — выходцы, из народа. Недовольство стало таким, что ежедневно можно было ожидать взрыва народного гнева.

Прежде всего Солон отменил старинные законы Драконта из-за их крайней жестокости. Данные законы за все преступления назначали только одно наказание — смерть. Так, например, человека, который украл на рынке овощи, казнили так же, как и того, кто сделал звериное убийство.

Солон привлек к управлению государством не только евпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на четыре, разряду в зависимости от доходов. Деньги в то время были еще редки и доход определялся в мероприятиях зерна, вина или оливкового масла.

К первому, более высокому, разряду были отнесенные граждане с доходом в 500 мероприятий (зерна, масла и вина); их называли пятисотмерниками; ко второму разряду — граждане с доходом больше 300 мероприятий (трехсотмерники); в третьем разряде считались те, кто получал свыше 200 мероприятий; наконец, к четвертому разряду относились все другие (кроме рабов), граждан этого разряда называли фетами.

Деление граждан в зависимости от имущественного положения влияло на службу в войске. Пятисотмерники снаряжали корабли и несли повинности по снабжению войска; трехсотмерники должны были служить в коннице и содержать на свои средства боевых коней (поэтому их называли всадниками); граждане третьего разряда составляли основную массу пехоты (гоплитов), их доходы позволяли приобретать тяжелое вооружение; фети служили гребцами в флоте и были легковооруженными воинами в пехоте.

Граждане первых трех разрядов могли занимать высшие государственные должности. Фети же имели право только принимать участие в народном собрании и в судах.

Потом Солон отнял судебную власть в евпатридов и передал ее простому народу. Народный суд (или гелиея) при Соленое состоял из всех граждан и потому стоял за народные интересы.

Суд стал теперь доступным для всех свободных граждан. Раньше крестьянин должен был лично быть на заседание суда. Жители отдаленных местностей были вынуждены долго отлучаться из дома и тратить рабочее время, защищая свои права в суде. Теперь каждому гражданину закон предоставлял право нанимать посредника, который мог вести за него дела. Всякий, кто был чем-либо обиженный или обиженный, мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Это мудрое постановление укротило судебное своеволие евпатридов и положило множеству несправедливостей.

Когда Соленая спросили, какое государство он считает наиболее упорядоченным; он отвечал: “То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и карают несправедливисть”.

Высшей законодательной властью в Афинах теперь стало народное собрание. Но Солон не допустил, чтобы народ сам решал дела. Он создал особенный совет четырехсот для предыдущего обсуждения законов. Народ должен был только утверждать или отбрасывать предложенные ему проекты законов. Все же народное собрание оказывало большое влияние на ход дел, -так как от него зависело избрание высших должностных лиц. В народном собрании могли принимать участие только полноправные афинские граждане; рабы, женщины, и метеки не имели доступа в народное собрание.

Охрана законов и наблюдения за их выполнением поручались ареопагу.

Почва Аттики была мизерной и неудобной для земледелия, своего хлеба, особенно у городского населения, нехватало. Приходилось покупать его в обмен на местные ремесленные изделия. Поэтому тот, кто не знал какое-либо ремесло или не хотел трудиться, вынужденный был голодать или просить милостыню.

Солон поощрял развитие ремесел. Для того, чтобы в стране не было попрошаек, он выдал закон, по которому сын мог не кормить древнего отца, если тот не выучил его ремеслу.

Из других законов интересный такой: во время гражданской смуты каждый должен немедленно примкнуть к той или другой стороны. Данным законом законодатель хотел приучить граждан не быть безразличными в общественных делах. Солон требовал, чтобы каждый вступал за справедливое дело открыто, а не ожидал, прячась, победы сильного.

Законы Соленая должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на дерев’яних досках, вставленных в четырехугольные рамки. Эти рамки вращались на осе, чтобы удобнее было их рассматривать.

Когда законы вошли в силу, к законодателю стали приходить много неудовлетворенных граждан.

Своими реформами Солон, однако, не угодил ни той ни другой стороне. Бедные возмущались тем, которые не добились передела земли, не избавились горькой потребности и тяжелого труда, и потому продолжали борьбу. Богатые же возмущались на Соленая за склонение долгов.

Солон убедился, что обе стороны, которые борются, не довольные его реформами. Крестьяне

…бажаючи грабить, ожиданий шли полные
Думал каждый, что добудет благ житейских без пределов.
Думал: под личиной м’якої крою я свирепый нрав.
Напрасным было их мрияння…
В настоящее время в гневе на меня
Смотрят все они так злобно, словно стал я им врагом.

Солон попал в весьма затруднительное положение и, как он сам говорил:

…повинен был со всех сторон
Отражаться, словно волк среди стаи псов.

Ведь другой на его месте, говорит Солон:

…народу не сдержал бы, но зато
Он снял бы сливки и взболтал все молоко:
Лишь я один, как посреди двух войск
Предельный столб.

Законодатель умов, что в таком важном деле трудно угодить всем. Во избежание последующего недовольства сограждан лично против него, он, по окончании реформ, решил выехать из родного города на десять лет. Под предлогом того, что ему нужно отправиться за море в торговых делах, Солон покинул Афины. По преданию, он перед вид’їздом взял из граждан клятву в том, что они в течение десяти лет ничего не будут менять в его законах.

Прежде всего он прибыл в Египет и жил там в городе Канобе, крупной торговой гавани в устье реки Нила. В Египте Солон позйакомился с учеными египетскими жрецами.

Жрецы рассказали ему древний перевод о погибшем острове — Атлантиде. Остров этот находился, по сообщению жрецов, в Атлантическом океане к западу от Гибралтарского пролива. Он был густо населен, жители его отличались богатством. Во время землетрясения остров был поглощен морем и все жители его погибли.

Потом Солон отплыл на остров Кипр, где ему предоставил гостеприимство один из царей острова. Солон посоветовал царю перенести столицу в другое место и отстроить ее красивее прежней. Царь согласился, и новый город был построен под наблюдением Соленая.

После этого Солон отправился в Лидию (в Малой Азии), к двору знаменитого царя Креза.

Лидийский царь Крез прославился своими огромными богатствами. И теперь еще говорят о богатом человеке: “багатий, как Крез”.

Солон прибыл в столицу Креза Сарди. Царский дворец блестел великолепием и роскошью, а одел придворных стоил целого состояния.

Во время прогулки по двору Солон увидел множество придворных в пышной одежде и каждого из них принимал за царя. Наконец его привели к царю.

Крез хотел поразить гостя. Он надел на себя дорогую разноцветную одежду, драгоценные украшения из золота тонкой работы. Потом царь приказал открыть перед Солоном свою казну и показать гостю все роскошные покои дворца. Но Солон не выразил никакого удивления. После обзора дворца и сокровищ гостя привели к Крезу, который вел себя к Соленую с вопросом: “Чи знал ты кого-нибудь счастливее меня?” Царь ожидал, что чужестранец признает его самым счастливым. Солон ответил: “Найщасливішою человеком в мире я считаю афинянина Телла; он был честный и порядочный человек и воспитал своих детей честными и уважаемыми гражданами; умер же Телл славной смертью, героический б’ючись за батькивщину”.

Крез признал Соленая чудаком; он не мог понять, как это можно поставить жизнь простого человека выше при жизни могучего царя. Однако Крез спросил “дивака”, кто же после Телла, по его мнению, самый счастливый человек. Он ожидал, что теперь-то Солон назовет таким счастливцем его, Креза.

Тогда Солон поведал “Крезу удивительную историю о двух юных братьев, известных своей горячей любов’ю к матери, жрице богини Гери”. Ребята выросли могучими богатырями и всегда выходили победителями в гимнастических соревнованиях.

По обычаю, в праздник жрица Геры торжественно пид’їжджала к храму богини в колеснице, запряженной волами. Но в этот день упряжные волы пошли в поле и их не могли найти. Тогда ребята сами впряглись в тяжелую колесницу и привезли свою мать — жрицу — в город. После праздника иметь обратилась к богине с молитвой, прося наградить своих сыновей за их подвиг высшим счастьем, возможным для человека. Богиня выполнила просьбу матери: в этот вечер все прославляли доблесть ребят: гордые своим подвигом, они легли спать и на утро не проснулись. Они умерли без страданий, достигнув большой славы и почета среди сограждан. Разве может быть большее счастье для человека?

“Ну, а меня ты не считаешь счастливым?!” — закричал в гневе царь. Солон не хотел льстить царю, но вместе с тем не желал и раздражать его. Он ответил: “Боги наделили нас умом, который не позволяет нам предусматривать будущее. Счастливцем можно назвать только того, кто прожил свою жизнь до конца, не зная горе. Считать счастливым человека того, что еще живет, — все равно, что провозглашать победителем воина, что еще б’ється”. С этими словами Солон отдалился. Крез был обижен словами своего странного гостя.

В это время в городе Сардах находился также знаменитый баснописец Эзоп. Крез пригласил и его к своему двору. При встрече Эзоп сказал Соленую: “З царями, Солон, или вовсе не следует говорить, или нужно стараться льстить им”. “Вірніше, или избегать говорить, — отвечал Солон, — или говорить только правду”.

Солон очутился правый. Спустя некоторое время Крез испытал поражение в войне с персидским царем Киром. Сарди были взяты, Крез попал в плен и был присужден до смерти на костре.

В присутствии персидских вельмож и царя Коры Креза возвели зв’язаним на костер. Подавленный Крез воскликнул: “Солон!” Удивленный Кир велел спросить, кто этот Солон, которого несчастный пленный призывает в предсмертные минуты. Крез отвечал: “Це греческий мудрец, который приезжал ко мне и предостерегал меня, говоря, что пока человек жив, он не может считать себя счастливым, поскольку не знает, что с ним случится завтра. Я не захотел слушать его и думал только о своем богатстве, в котором видел счастье. Мне было приятно, что слава о моем богатстве и счастье распространилась по всему свиту”.

Кир даровал жизнь Крезу. Таким образом Соленую удалось спасти жизнь безрассудного царя.

Между тем после вид’їзду Соленая в Афинах опять начались волнение и борьба партий. Несогласие между гражданами было такие большие, что они долго не могли выбрать архонта.

Граждане разделились на три враждующих группы, или партии. К первой партии принадлежали жители плодородной равнины вблизи Афин, главным образом евпатриди; они хотели возвращения досолоновских порядков, то есть желали снова закабалить крестьян. Во второй партии были жители приморской полосы-торговцы и ремесленники; они стояли за новых, солоновские порядки. Наконец, в третьей партии были крестьяне горной части Аттики, земли, передел которых требующий. К этой партии примыкали и городская беднота и часть торговцев, что смертельно ненавидела богатых. Во главе партии стоял дальний родственник — Соленая Писистрат, знаменитый полководец, победитель, в войне из мегарцами.

Афины еще управлялись по законам Соленая, но много неудовлетворенных стремилось к государственному перевороту.

Таким было положение в Афинах, когда вернулся из странствований Солон. Граждане предоставили ему почетный прием, поскольку они пам’ятали о его заслугах.

Солон был уже стар и не мог, а может быть, и не хотел выступать перед народом и вмешиваться в борьбу партий. Он как и раньше стремился примирить противников.

Вождь крестьян Писистрат, по-видимому, внимательнее других прислушивался к словам Соленая. Это был честолюбивый, умный и деятельный человек. Он считал, что, только взяв силой власть в свои руки, он сможет выполнить. справедливые требования бедняков.

Солон вскоре разгадал честолюбивые замыслы Писистрата, что стремился пол тираном, и хотел его надоумить. “Якби вырвать с сердца Писистрата стремления до господства, — говорил Солон, — то он был бы светим из громадян”.

Чтобы захватить власть, Писистрат прибегнул к приему — он ранил себя. В таком виде его привезли на рынок, где собралось народное собрание. Писистрат объявил, что раны ему нанесли евпатриди, которые хотели убить его. Народ выражал раненому сочувствия и возмущался преступлением богачей.

Солон тоже пришел на рынок и, обращаясь к Писистрату, сказал: “Невдало ты, Писистрат, разыгрываешь роль гомеровского Одиссея: тот ранил себя, чтобы обмануть врагов, ты же сделал это, чтобы провести спивгромадян”.

Открылось народное собрание. Один из граждан предложил дать Писистрату охрану из воинов, вооруженных дубинами, чтобы защитить его от покушений.

Тогда Солон выступил против такой меры. Несмотря на противодействие Соленая, народ решил дать Писистрату вооруженную охрану. С помощью своих “дубінщиков” Писистрат завладел акрополем и сделался тираном (в 560 г. до н.э.).

Противники Писистрата бежали из Афин. Солон же вышел на площадь и вел себя к согражданам с языком. Он осуждал глупость и податливость людей и советовал не отдавать родину и свободу в руки тирана. Но народ не желал слушать его предостережений, поскольку верил обещаниям Писистрата.

Тогда Солон вернулся домой, взял свое оружие и положил его на пороге со словами: “Поки мог, я защищал родину и закон, а теперь я старий”.

Друзья Соленая уговаривали его покинуть отчизну. Они говорили, что тиран может казнить его. Солон отвечал, что он уже в таком возрасте, когда не боятся смерти. Однако Писистрат, против ожидания, стал оказывать Соленое уважение и даже сделал его своим советником.

Писистрат оставил в силе большую часть законов Соленая и сам первый показывал пример повиновения им. Так, однажды, когда он был тираном, его привлекли к суду по обвинению в убийстве. Он пришел в суд для своей защиты как обычный гражданин, но обвинитель, из страха, не з’явився.

Поскольку все действия Писистрата были направлены на благо бедняков и простого народа, то Солон хвалил распоряжение тирана. Народ же сохранил благодарное воспоминание о времени правления Писистрата, как о “золоте столиття”.

На исходе своей жизни Солон занялся литературой. Теперь я нахожу удовлетворение, — писал он в одном стихотворении, — в занятиях поэзией:

Мили теперь мне дела афродити, рожденной на Кипре
И Диониса, и Муз — все, что людей веселит.

Солон умер глубоким старым. Он был выдающимся государственным деятелем и поэтом.

Превращение Соленая взорвали господство родовой знати, отдали землю в руки крестьян и спасли их от кабалы. Но власть в государстве не перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы.