Ситуация с историей средневековой Греции — значительно хуже (в смысле полноты информации), чем с историей Рима. Как и история других античных городов, история Афин характеризуется “стародавнім” расцветом, потом — погружением в темноту средних веков, из которых город начинает всплывать только в середине средневековья, позже Риму.
Приводим ниже цитаты из книг Грегоровиуса.
Грегоровиус писал: “Що касается собственно истории Афин, то его доли в эту эпоху (идет речь о средних веках — А.Ф. ) покрыты таким непроницаемым мраком, что была даже выставлена ужасная мысль, которой можно было бы поверить, а именно, будто Афины с VI по X веки превратились в нежилую лесную поросль, а под конец и совсем были выжжены варварами. Доказательства существования Афин в мрачную эпоху добыты неопровержимые, но вряд ли может служить что-либо более поразительным подтверждениям щонайповнишого исчезновения Афин из исторического горизонта, как тот факт, что нужно было подыскивать особенные доказательства ради того только, что достославнейший город по преимуществу исторической страны вообще тянул еще тогда иснування”.
Эти данные о положении Афин в средние века впервые были четко сформулированы Фальмерайером в XIX веке. Чтобы объяснить как-то эту загадочную “катастрофу” (исчезновение большой античной Греции), он допустил, будто аваро-слов’яни “вирізували всю древнюю Грецию”. Однако никаких документов, подтверждающих это “вирізування”, нет.
“Починаючи из VII столетия Греция настолько становится безразличной для истории, что имена итальянских городов … намного чаще вспоминаются византийскими летописцами, чем Коринф, Фивы, Спарта или Афины. Но и за всем тем, ни единственный из летописцев ни словом не намекает на подчинение или на опустошение Афин пришлыми народами” .
Знаменитый “античний” Парфенон поражающим чином оказывается христианской церковью! “Пресвята Дева Мария уже начинала победоносную борьбу с Древней Палладой из-за владения Афинами … Афиняне (в X в. — А.Ф.) построили красивую церковь и поставили на ней этот образ (Богоматери — А.Ф.), который и назвали Атенайя (то есть Афина! — А.Ф.)”. Более того: “Переказ обиду Богоматери добавляет наименование “Атенайі” (Афины — А.Ф.); поздняя это же название добавляется образу “Панагиі Атениотиссе”, какой в средние века был высоко уважаем в Парфеноновском храми”. Следовательно, кроме тождественности Афина=богоматерь, мы обнаруживаем, что Парфенон был посвящен Богоматери-Афине.
“Благородний из всех человеческих городов безнадежно погрузился в мрачную для него византийскую эпоху … Новый Рим на Босфоре начинал посматривать все с более растущим презрением на пришедшую в упадок руководительницу Грецию, на маленькое провинциальное местечко Афини”.
“Що касается долей афинских пам’ятників, то они, в целом, остались в неизвестности … Греки просидели сотни лет, безвестные в истории, под сенью развалин седой своей древности … Некоторые из красивых древних сооружений соблазнили афинских христиан переделать их в церкви. Когда именно осуществилось это впервые и когда впервые афинский храм превратился в храм христианский, о том мы ничего не знаем. История афинских церквей очень смутна”.
О Парфеноне: “Християнська религия повернула на свои потребности большую святыню античной богини на Акрополе (Парфенон — А.Ф.), совсем почти не повредив храм … Во всей истории превращения понятий античных верований и святынь в христианских не найдется ни одного примера такой легкой и полной подстановки, которая постигла Палладу Афину, замещением ее Пресвятой Девой Марией …. Афинскому народу не нужно было даже менять прозвище для своей божественной невинной покровительницы, потому что и пресвятая Дева Мария ими теперь именовалась Parthenos”.
Средневековые Афины впервые з’являються на исторической арене (после многих столетий небытия) как небольшое византийское укрепление “відновлене”, якобы, Юстинианом еще в VI в. н.э., на территории, всплошную заселенной аваро-слов’янами. Никаких следов “стародавніх грекив-еллинив” еще нет и в помине. Вообще весь “Акрополь превратился в святыню Пресвятой Девы Марии”. ” Мы не имеем фактических доказательств в интересах существования в Афинах ни школ, ни общественных библиотек. Тот же мрак покрывает гражданское устройство города Афин в данную епоху”.
Почему “випарувалася классическая думка” из Греции? Куда исчезли “класичні греки”? Почему исчез знаменитый “античний” военно-морской потенциал Афин, что “відродився”, между прочим, в XII-XIII вв. в эпоху, крестоносца? Документы указывают, что византийцы не были гонителями наук, нет сообщений о действии инквизиции. “Закриття” знаменитой Академии в Афинах происходят, как растерянно говорит Грегоровиус “безшумно”.
Сам срок “елліни” з’явився в достоверной истории очень поздно: “Тільки в XV столетии Лаоник Халкокондил, родом афинянин, присваивает опять (через многие сотни лет небытия — А.Ф.) за своими земляками наименования “еллінів” …
На самом ли деле в Греции ослов’янилися в средние века эллины (как утверждает скалигеровская история), она которых сначала населяющая, или, напротив, еллинизировались в позднее средневековье что жили здесь раньше аваро-слов’яни? Теории о “ославяненії древних грекив” покоятся лишь на предположениях. А с другой стороны, византийский историк X века Шафарик прямо пишет: “І теперь также почти все Эпір и Эллада, Пелопоннес и Македония населены скифо-слов’янами” Грегоровиус: “Зважаючи на подобные свидетельства со стороны византийцев, ославянение древнегреческих земель следует принять за исторический факт”.
Слов’янські названия городов, рек, гор, и тому подобное густым слоем покрывают всю историю средневековой Греции: Волгаста, Горици, Пределы, Кривици, Глохови, Подагори и так далее И только начиная из XIII-XV вв. постепенно з’являються греко-еллінські названия, объявленные потом “стародавніми”.
Только в VIII веке (якобы) Греция впервые (!) выступает на реальную политическую арену, как страна мятежей и смешанного, более чем напивслов’янського население. И, однако, опять “після падение императрицы Феофано, Афины, как и другая Эллада, настолько всходят из сцены истории, что затруднительно даже отыскать где-нибудь само упоминание этого города … Единственно Пелопоннес, где слов’яни всего более крепко утвердились, давая повод византийцам по этой именно причине вмешиваться в греческие справи”.
О Греции VIII-X веков фактических данных как и раньше поражающий мало. “Ні история, ни перевод, не нарушают для нас безмолвие, которое закутывает доли достославного города. Это безмолвие настолько непроницаемо, что тот, кто исследует следы жизни (! — А.Ф.) знаменитого города в описываемые столетия, радуется, словно открытию, когда натыкается хоть бы на никудышные данные, которые будто приводятся в “житії” св. Лука о том, что чудотворец посетил Афини”.
Только начиная с XV века Греция и Афины выступают “з мороку”. Особенную роль Греция приобретает в эпоху крестовых походов (XII-XIII вв.). Владея хорошим портом и находясь в союзе с Венецией, (есть много оснований отождествлять Венецию с Финикией) Афины видвигают- эта на одно из первых мест. Важно, что в Греции “лише начиная с 1600 года (! — А.Ф.) хронологические даты показываются в христианской эре и притом арабскими цифрами.
“Вплив времени и погоды сильно затруднили разбор этих мизерных надписей … они не проливают даже свет на историю города Афин в век христианства … Исследователь средневекового прошлого города Рима в этом отношении оказывается в несравненно выгодным положении (о Риме мы уже говорили — А.Ф.). Высеченная на камне летопись мертвецов в Афинах абсолютно видсутний”. “Небагато надгробных камней, один-другой саркофаг ни без одной статуи, так несколько надписей — вот и все, что в Афинах осталось от прошлого (не считая т.н. “античних розвалин” — А.Ф.)”.
Об Афинах XII-XIV вв. в скалигеровской истории существует несколько противоречивых версий. Согласно одной, город (и Греция) как и раньше окутанные мраком. Согласно другой, в этот период Афины начинают постепенно приобретать значение крупного культурного центра. В Афинах учились, например, английские ученые. Крестовые походы были не только крупными религиозными и военными мероприятиями, но и важными светскими событиями. В числе руководителей походов — более высокая знать Европы.
На территориии Греции эти походы создали мозаику феодальных государств, роль которых оценивается сегодня преимущественно из негативной точки зрения. Считается, что грубые и необразованные завоеватели похоронили большое греческое наследство. А с другой стороны, тот же Грегоровиус (что только что обвинил крестоносцев в варварстве), неожиданно сообщает: “Нову историю для нее (Греции — А.Ф.) открыли именно латини, и новая история эта оказалась почти такой же пестрой, как стародавня”.
“Венеціанські нобили, что жаждали приключений, пустились в греческие моря, изображая из себя аргонавтов XIII века (описанных позже в “античних поемах” — А.Ф.). Хотя история франкских держал, крестоносцев, в Греции XII-XIV вв. известная с большими пропусками, однако “те было время, когда сказки и переводы превращались в действительность … Княжеский двор Готфрида II Вилльгардуена … даже на Западе славился за школу самых изощренных вдач”. В Фивах и Афинах осели генуэзские купцы, и между ними и венецианскими купцами развернулась плодотворная конкуренция. Это было время бурного расцвета литературы и искусства … от которых, впрочем, почему-то практически “нічого не залишилося”.
По-видимому, именно период XIII-XV вв. является эпохой “античної Греции”, что завершилась в 1453 г. падением Византийской империи в результате завоевания арабами. “Положення франкских держал в Греции в начале XIV столетия вообще может быть названо благоприятным … Латинци … развили там блестяще рыцарскую жизнь, и доказательством потому служит … парламент … в мае в 1305 г. в Коринфе … На перешейке, где в древности в священной сосновой роще происходили игры Посейдона, рыцари ломали копья в честь прекрасных женщин …”
Важно, что франкские бароны “забезпечували свои сооружения ГРЕЧЕСКИМИ (! — А.Ф.) написами”.
Историк Рамон Мунтанер (современник Данте) сообщает о последующем событии, не подозревая, что резко противореччит скалигеровской хронологии и истории (впрочем, установленной уже после него): “На мысе Атраки в Малой Азии находился один из троянских залогов, неподалеку от острова Тенедоса, куда обычно … отправлялись знатные мужчины и женщины Романии … для поклонения божественной статуе. И вот однажды Елена, жена герцога Афинского, отправилась туда в сопровождении сотни рыцарей на поклонение, ее примитив сын троянского короля Парис, убил всю ее свиту, которая состоит из 100 рыцарей, и похитил красавицу герцогиню”.
Важно, что историей франкских держал в Греции впервые занялись только в XIX в.н.э. В.Мюллер: “Ці архивы дают нам лишь скелет той романтичной драмы, театром которой была Греция в продолжении 250 лет (XIII-XV вв. — А.Ф.)”.
В XII веке Парфенон действует как “латинський храм” афинской Девы Марии “немов только что побудований”. Вроде бы двойник (!) знаменитой статуи языческой “Афінської Деви, работы Фидия” (исчезновение которой оплакивается в скалигеровской истории), в Парфеноне стоит знаменитая статуя католической Девы Марии. Статуя была создана в XIII веке. В XIII веке стоит и действует (и также вроде бы только что построенный) другой “античний храм”, посвящен Деве и называемый теперь “античним Эрехтейоном”. И так далее.
“При дворе Феодора II жил знаменитый византиец Георгий Гемист (Плетон), воскресший античный эллин … фантастический почитатель древних богив”. Именно в это время начала впервые расцветать “еллінська идея”, что призывала средневековых греков к единению против завоевателей.
Началом археологии в Афинах был в 1447 г., то есть XV веки! В городе з’являється Кириак из Анкони. Он первый “ввів мир афинских развалин в область западной науки” . Он составил первый каталог надписей и местных названий пам’ятників. Но документы эти погибли, и современные историки знакомы с данными Кириака только по переводам его труда у более поздних авторов XV-XVI веков. “З временами первичное название большинства античных пам’ятників афинские, от которых во многих случаях оставались одни развалины, были забыты … фантазия любителей древности … постаралась пов’язати их с именами выдающихся мужчин минулого”.
Остатки Олимпиона назывались в те века “базілікой”, “оскільки НИКТО НЕ ЗНАЛ (! — А.Ф.), что это — развалины когда-то всемирно-известного храма Олимпийского. Кириак называет эти огромные развалины … дворцом Адриана, как называли его сами афиняне (какие, следовательно, ошибались, и только более поздние историки з’ясували истину и “поправили” жителей Афин — А.Ф.) …
Еще в 1672 г. Бабин не знал, где находится в Афинах храм зевса… Через несколько рокив… Спон был в таком же удивлении … В развалинах Стой усматривали дворцы Фемистокла или Перикла; в стенах Одеона Ирода Аттика — дворец Мильтиада, в других развалинах неизвестных строений — дома Соленая, Фукидида и Алкмеона.
Еще в 1647 г. … Поентелю показывали древние развалины дворцу Перикла, а башню ветров называли гробницей Сократа.
Воспоминание о Демосфене было пов’язаний из пам’ятником Лизикрата… Этот пам’ятник хорега … назывался … фонарем Демосфена …
Академия, Лицей, Стоа и сады Эпікура… исчезли бесследно. Во времена Кириака Академией называли какую-то группу базилик, или больших развалин, место которых теперь определить неможливо…
Показывали также “дідаськаліон” Платона “в саду”; кажется, это была одна башня в садах Ампелокипи … Ходили небылицы о школах какого-то Кайсарини на этой гори…
Лицей или Дидаскалион Аристотеля помещали в развалинах театра Дионисия …
Стою и школу Эпікура переносили даже на Акрополь, в те большие строения, которые представляют собой, вероятно, часть Пропилеев, а храм Нику, кажется, принимали за… школу Пифагора” .
Мы прервем цитирование (список этот занимает несколько страниц), поскольку картина АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ХАОСА абсолютно десны. И все это происходит в XVI-XVII вв.н.э.!
В 1453 г. легла Византия. Последние франки некоторое время еще защищали Акрополь, однако, Омар, взбешенный настойчивым сопротивлением этой сильной крепости, приказал начать АРТИЛЛЕРИЙСКУЮ БОМБАРДИРОВКУ (!) Акрополя и его околиц, в результате чего Акрополь, его храмы и так далее были преобразованы на развалины. Это могучее разрушение, которое уничтожило много прекрасных пам’ятників эпохи, крестоносца XII-XIII вв. и XIII-XV вв., создало на территории Афин кучи развалин, объявленные потом “античними”.
После турецкого нашествия в XV в. Афины опять (и в который раз) погружаются в мрак. “Взагалі историк Афин и Греции во время турецкого владычества имеет перед собой задание такую же тяжелую, насколько неутешительную. Он видит перед собой пустелю”.
“Захід… примирился с падением Греции и почти абсолютно забыл ии… Уже в 1493 г. немецкий гуманист в своей хронике ограничился заметкой: “місто Афины было славнейшим городом в области Аттики. От него остались лишь немного слидив”.
Дошло до того, что в XVI в. “потреба науки иметь точные сведения о судьбе славного города нашла себе прежде всего выражение в вопросе: вообще, существуют ли Афины? Этот вопрос поставил один немецкий филеллин, Мартин Краус … Он обессмертил себя этим … Мартин Крузиус … снова открыл Афины. В 1573 г. он обращался с письмом к Феодосию Зигомале, канцлеру патриарха констрантинопольского, прося сообщить ему, правда ли, что иметь всякого знания, как утверждают немецкие историки, не существуют, что город Афины исчез с лица земли, а на месте его осталось лишь несколько рыбацких хат.
Ответ образованного византийца вместе с более поздним листом аканранца Симеона Кабасили … были первыми точными сведениями, которые успокоили немецкого ученого относительно существования города; они бросили первый слабый свет на состояние его пам’ятників и растительная жизнь его народа (в котором, по обнадежению скалигеровской истории, живое, например, перевод о том, что Парфенон был построен знаменитыми архитекторами Иктином и Калликратом при знаменитом ораторе и полководце Перикле, вожде демократической партии, которая возникла в Афинах еще в V веке до н.э. и умершей вместе со своим вождем от чумы в 429 г. к н.э.; правда, — неизвестно, в каком месяце — А.Ф.)”.
Научная Афинская археология началась ТОЛЬКО В XVII ВЕКЕ (когда уже была созданная хронология Скалигера) трудами голландца Жан где Мэра. Однако “навіть в 1835 г. один немецкий ученый … выразил мнение, что после Юстиниана на месте Афин была в течение четырех столетий нежилая пустыня. В сравнении с изучением города Рима, археология Афин опоздала век на два”. “Тільки непоредственним знакомством могло быть разрушенное суеверие, которое настойчиво держалось в Европе, будто Афины не существуют: это была заслуга французских иезуитов и капуцинов. Первые з’явилися в Афинах в 1645 р.”
Во второй половине XVII века французские монахи составили первые (!) планы города. Только с того момента и начинается непрерывное и более или менее научное изучение Афин, причем в обстановке, когда скалигеровская хронология уже в основных чертах созданная, и датирование пам’ятників Греции проводилось уже с опорой на искаженную хронологию Рима, что привело к искусственному удлинению истории Греции.